Камаз аджоки: КамАЗ-53213 с кузовом Ajokki для специальной службы крови

КамАЗ-53213 с кузовом Ajokki для специальной службы крови

КамАЗ финских кровей

Денис Дементьев, фото НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ»

Многие автолюбители хорошо помнят специализированные телевизионные автомобили («Флагманы телевизионного флота», «Видео невидимо!»), которые появились в СССР в середине 1980-х. Их кузова изготавливало финское АО «Айокки». Эта фирма наравне с «Киитокори» и «ТАМРО» собирала по спецзаказам различную технику и активно сотрудничала с Советским Союзом. Больше всего нам почему-то запомнились именно автомобили для телевизионщиков, хотя они не были первыми.

А первым проектом фирмы Ajokki, реализованным совместно с СССР, был автомобиль специальной службы крови для плазма-цитафереза с кузовом вагонного типа, установленным финнами на длиннобазном шасси КамАЗ-53213. Эта машина стала детищем стартовавшего в феврале 1982 года сотрудничества Минздрава и Минавтопрома СССР с финскими компаниями «ТАМРО» и «Айокки» в кооперированном производстве автомобилей «скорой медицинской помощи» на базе РАФ, УАЗ и КамАЗ.

В том же 1982 году «Айокки» разработала, изготовила и представила советской стороне первый опытный образец автомобиля. Его цельнометаллический сварной кузов вагонной компоновки был изготовлен из стали, утеплён. В салоне было расположено оборудование для проведения донорских операций и фильтрации крови с целью её разделения на плазму и клеточные элементы: два анализатора, центрифуга, а также прибор для очистки воздуха.

Надо сказать, что только изготовлением кузова и монтажом начинки финны не ограничились. Серьёзной доработке было подвергнуто и базовое шасси. Так, расстояние между средней и передней осями было увеличено до 5 метров за счёт удлинения рамы врезкой дополнительных швеллеров. По этой причине удлинена и карданная передача (сделаны 2 кардана).

Для проведения комплексных испытаний автомобиль по старой доброй традиции был направлен на дмитровский автополигон НАМИ для выявления эксплуатационных качеств и соответствия всем отечественным нормативно-техническим требованиям.

Перед испытаниями всё медицинское оборудование с машины было снято и заменено аналогичным по массе балластом. Затем образец, доукомплектованный после лабораторно-дорожных испытаний, был направлен на эксплуатационные испытания в Москву. Эту машину использовали по прямому назначению, а именно: в качестве передвижной лаборатории для заготовки свежезамороженной плазмы и препаратов плазмы (альбумина и криопреципитата) вплоть до середины 1990-х годов.

Техническая характеристика
Габаритные размеры, мм11 322х2560х3510
Масса снаряжённая (без оборудования), кг
в том числе:
  • – на переднюю ось
  • – на заднюю тележку
13 440
4520
8920
Масса оборудования, кг980
Медицинский персонал, чел.6
Углы свеса, град. :
  • – переднего
  • – заднего
23
11

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

Автокунсткамера. КАМАЗ-Ajokki, или Магнолия-83А.: borshkovsm — LiveJournal

?

Category:
  • История
  • Cancel

Где-то в августе — сентябре 2017 года я встретил в своём городе необычный автомобиль. Серебристый телевизионный фургон, на «мордашке» которого красовались слова КАМАЗ-AJOKKI. Выглядел он далеко не бодрячком, и, видимо, стоял тут уже давно. 

КАМАЗ-Ajokki из Мытищ. Фото моё.

Про финскую фирму Ajokki, выпускающую автобусы на разных шасси, я когда-то читал. Но чтобы на шасси Камаза?! Мне стало любопытно. В общем, история этой модели такова. Предшественником данного «кентавра» было целое семейство телевизионных фургонов ЛиАЗ-5930/5931/5932. Первые два назывались «Лотос», а 5932 — «Магнолия». Внешне они одинаковы, отличие в начинке.

ЛиАЗ-5930 «Лотос». Фото с autowp.ru

Шасси ЛиАЗа оказалось слабовато, как и двигатель. И потому решили создать телевизионный фургон на шасси чего-то более мощного. Выбрали КамАЗ-53213. А кузов изготовить доверили финнам. Получившийся «кентавр» получил название Магнолия-83А, а на «морде» красовались слова КАМАЗ-AJOKKI. Телевизионное оборудование поставлялось сначала Шяуляйским телевизионным заводом, а позже (примерно с 1989 года) — Каунасским заводом Banga. Выпускалось сие чудо примерно с 1983 по 1993 год, всего их выпустили около 200 штук (по некоторым данным — 187 штук). Шасси КамАЗ шло в Финляндию на завод Kiitokori, входящий в объединение Ajokki, затем получившийся фургон перегоняли в советскую Литву: в Шяуляй или Каунас, где на машину ставили телеоборудование.

На автомобилях с оборудованием из Каунаса на кузов наносилась надпись BANGA. Дорестайлинговые фургоны имели четыре круглых фары. А с 1990 года пошли машины с обновлённой «мордашкой» с квадратными фарами, все рестайлинговые машины уже шли с телеоборудованием Banga. Причём две одинаковые машины найти трудно. Они отличались и длиной, и высотой, и конфигурацией окон. Ну и начинкой, разумеется. Вот Камазы-Айокки разных лет.

Ранний КАМАЗ-AJOKKI 1984 года выпуска. Машина работала на Омском ТВ, позже служила команде автогонщинов из Омска. КАМАЗ-AJOKKI Banga, 1989 год выпуска. Ещё дорестайлинговый, но уже Банга. Машина Самарского ТВ, ныне продаётся. Три разных Айокки. Москва. Фото с drive2.ru

Мытищинский экземпляр поздний: фары квадратные, надпись BANGA присутствует. Год выпуска по некоторым данным 1990-ый. Ещё при СССР.

КАМАЗ-AJOKKI из Мытищ. Фото моё.

На 2017 год машина не на ходу: колесо спущено, правый бок изрисован граффити. В 2015 году машина выглядела посвежее.

alexxlab

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *