Камаз аджоки – Уникальный КАМАЗ-Ajokki, собранный в Финляндии, выставлен на торги в Игнушении

Пощупал руками легенду советского телевидения: chaga — LiveJournal

Аж сигарета из губ выпала, настолько внезапно наткнулся на этот нежданчик. Старая советская передвижная телевизионная станция «Магнолия-83» на шасси КамАЗ-53213. О существовании на балансе нашей сельской телекомпании двух таких ПТС (разного назначения) я знал, хотя живьем никогда не видел. Поэтому охренел не от самой машинки, а от встречи с ней: совсем не без оснований в 2013 году мысленно похоронил оба раритета.
Когда-то давно, на излете эпохи, в комплект к двум КамАЗам с кузовом давно сдохшего финского завода «Ajokki» областная ГТРК получила и вспомогательную машину, оборудованную в заводских условиях из обычного автобуса ЛиАЗ-677М. Тот луноход телевизионщики похерили довольно быстро, он был отставлен под забор сильно раньше нормативного срока эксплуатации и, по слухам, достался пассажирскому АТП в Безенчуке, где до 2009-2010 благополучно трудился на поселковых маршрутах. Мол, неудобен был для телетрансляций «из поля», а расход топлива — 70 литров бензина (не солярки) на 100 километров пробега.

Плюс к этому в последние 5-7 лет специализированный автопарк ГТРК равномерно пополнялся новой техникой, а гвоздем всех обновок стал вот этот цифровой нано-сарай, купленный как раз в прошлом году. Жизнь подсказывала, что под боком такой фуры у старых аналоговых «Магнолий», которым на тот момент стукнуло 24 года, шансов нет никаких. Потому я с ними заочно и попрощался.

В довесок к нано-сараю телекомпания эксплуатировала и еще один полуприцеп — постарше и попроще. Вот он:


Но не-а, обе советские «Магнолии» выжили, и больше того — продолжают эксплуатироваться по своему прямому назначению, хотя понятно, что внутренности там уже явно не каунасского и шауляйского телевизионных заводов. Выходит, что в текущем году машинки разменяли юбилейный четвертак и чувствуют себя вполне бодро.

Начинки каждой из наших серебристых ПТС изначально отличались весьма существенно (как сейчас — хз), а их главное внешнее различие — длина. На фотографии выше, где стоят два человека и сильно любят местное телевидение, в левом углу видна задняя часть второй «Магнолии», на короткой камазовской базе. На заглавном же снимке — длинная версия телестанции, которую я внезапно и встретил.



Передвижная телестанция КамАЗ-Ajokki — это не «Жигули». Да, выпустили их конечно не десять штук на весь СССР, но и не тысячи. Относительно крупные областные центры Советского Союза получали по две «Магнолии», а небольшие (например, Тула) — по одной. До наших дней дожило настолько мало экземпляров, что на учете автоисториков буквально каждый их них, а половина от доживших давно никак не связаны с телевидением. Выбыв с баланса региональных телекомпаний, те КамАЗы, которые не пошли на утюги, превратились в сараи на чьей-то даче, склады на вещевых рынках, транспортеры раллийных автомобилей, сеновозы и даже фургоны для перевозки лошадей. На счастье любителей редкой советской техники Самара — считанный город на просторах постСССР, где КамАЗы-Ajokki до сих пор не сгнили под забором и не поменяли своего исторического профиля.

Поклонники истории отечественно автопрома знают это и без меня, но дам чутка инфы о том, как создавалась ПТС «Магнолия-83». Это дитя татаро-финно-литовской дружбы народов и причастны к нему аж четыре разных завода. Шасси, изготовленное в Набережных Челнах, отправлялось в Финляндию, где силами местного предприятия «Ajokki» на него монтировался серебристый кузов. Затем внешне готовый фургон поступал в Литовскую ССР, на завод телевизионного оборудования в Шауляе. Там пустой фургон набивался разнобойной телеаппаратурой. Последние экземпляры «Магнолий», сошедшие с татарского и финского конвейеров в 1993 году, доукомплектовывались уже на другом литовском телезаводе «Banga» в Каунасе, потому что шауляйское производственное объединение к тому моменту безвозвратно завалилось на бок.



Проект «Магнолии-83» нарисовали еще в первой половине 80-х, а в серию модель пошла с 1985 года. Необходимость в новой ПТС возникла сразу после московской Олимпиады. Старые передвижные телестанции, выпускавшиеся в кузове автобуса ЛиАЗ-677, показали себя не с самой лучшей стороны, поэтому все проблемы, выявленные по итогам постолимпийского разбора полетов, попытались решить на новом шасси КамАЗа, а нарезку кузова доверили финнам — за качество те буквально рвали на себе рубашку.

Не так много в России здравых автоисториков, которые пишут адекватные тексты по теме, а не всякую пургу для прокачки ЧСВ до 80-го уровня. Поэтому вдвойне досадно, что даже у них, этих немногих, матчасть по «Магнолии-83» заметно не совпадает с реальностью. Пейсатель из «Авторевю» утверждает, что телезавод «Banga» (Каунас) начинял эти татаро-финские фургоны уже после кончины Союза, до 1993 года, на тот момент назывались они не «Магнолии», а «Кипарисы». Он же пишет, что в этот период эмблемы «КамАЗ-Ajokki» на мордах машин быть не могло, так как финское производство поглотил более крупный автоконцерн «Carrus». То есть на кузове либо «Banga», либо «Ajokki». Наша длинная «Магнолия» из областной ГТРК выпущена в 1989 году (то есть еще даже не на пике производства), но шильдик «Banga» — как видно — прекрасно соседствует с маркой «КамАЗ-Ajokki».



Вот эта вот сине-голубая ливрея на борту «Магнолии» вкупе с красной и зеленой полосами — отличительный знак, фирменная цвето-графическая схема советского телевидения. Такая наносилась на весь спецтранспорт телестудий СССР.

На тему телевидения моя модельная полка может предложить разве что передвижную репортажную телевизионную станцию (ПРТС) «Гранат-2» на шасси УАЗ-3303. Сильно боянная масштабная копия, вышедшая полтора года назад большим тиражом в партворке «Автомобиль на службе». Но уж что есть.



Все та же характерная сине-голубая ливрея.



Ну и вместе с «Магнолией» в кадр попала еще одна обнова областной ГТРК — передвижная станция спутниковой связи (ПССС) в кузове «Форд Транзит». На заднем плане — тот самый нано-сарай, купленный телевизионщиками в прошлом году, но уже обклеенный корпоративной символикой.



Такие сараи.

Спецавтомобиль КАМАЗ Магнолия-83: описание

Появление на свет данного автомобиля интересно и неслучайно. Дело в том, что в СССР после XXII Олимпийских игр 1980 года встала резкая необходимость модернизировать ПТС (передвижные телевизионные станции). В то время основная модель ПТС-ЦТ “Магнолия-80” строилась на шасси ЛиАЗ-5932. Но тесный лиазовский автобус не очень устраивал телевизионщиков, и после Олимпиады было решено перейти на более грузоподъемное и крупное шасси – КАМАЗ-53213. Эти ПТС (передвижные телевизионные станции) строились следующим образом: в Набережных Челнах строилось шасси КАМАЗ-53213, оттуда шасси переправлялись в Финляндию, в город Тампер на автобусный завод Ajokki, где монтировался кузов, а затем собранные станции переправлялись в Литовскую АССР в г.Шауляй на завод “Телевизионная техника”, где укомплектовывались телевизионным оборудованием.

Магнолия-83

Надо отметить сразу, что все экземпляры Магнолий по своей комплектации оборудования не были похожи друг на друга. Для описания достаточно привести версию ПТС , выпущенную для для телерадиокомпаний Таллинна. Основным автомобилем служит ПТС “Магнолия-83А”. Он разделен на багажный отсек и салоны: звукорежиссера, видео-режиссера и инженера. В последнем салоне места видео-режиссера и инженера разделены стеклянной перегородкой. Габариты ПТС 11,3×2,5×3,87 м., вес 19 тонн. Питание осуществляется от трехфазной сети переменного тока напряжением 380 В, а также от встроенного дизель – генератора Panda 25 Fischer.

Магнолия-83

Потребляемая мощность не более 25 кВА. Станция оснащена блоком защитного отключения питания, который предохраняет оборудование в случае возникновения аварийных ситуаций. Система кондиционирования состоит из охладительного компрессора и двух испарительных батарей и может работать как в режиме вентиляции, так и в режиме охлаждения. Предусмотрены системы отопления как при движении автомобиля, так и во время развертывания станции и проведения съемок.

Магнолия-83

В первом случае применяются 4 сотовых вентилятора с регулируемыми термостатами, работающие от бортовой сети автомобиля напряжением 24 В, а во втором случае используются электрические радиаторы мощностью 400 и 800 Вт также со встроенными регулируемыми термостатами, а также водяной обогреватель на дизельном топливе. Для служебной связи используется матрица EASi-COM MTX-1200 Drake. ПТС оборудована телескопической мачтой NH-7 Hilomast, камеры подключаются триаксиальными кабелями, намотанными на барабаны с электрическим приводом. Устойчивость автомобиля во время работы обеспечивают домкраты задней оси с электроприводами.

Магнолия-83

Также установлены телевизионные антенны для 2-го канала и универсальная Tvi. Попасть на площадку, расположенную на крыше, можно по выдвижной лестнице. Эти машины разошлись по территории СССР и за его пределами. Известно, что такие машины есть у телерадиокомпаний Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Красноярска, Харькова, Минска, Киева, Казани и даже на Таймыре! Сколько всего экземпляров было построено – неизвестно, но последние экземпляры были сделаны в 1993 году. Они назывались Кипарис: “начинку” делали уже не в Шяуляе, а в Каунасе, на заводе Banga, и шильдика “КАМАЗ-Ajokki” на передках не было (ателье Ajokki к тому времени вошло в автобусную группу Carrus).

Магнолия-83

В середине девяностых, после безуспешных поисков инвесторов был пущен с молотка обанкротившийся завод Banga. Шяуляйский завод, к счастью, выжил и по сей день строит телестанции на импортных шасси (а также занимается реставрацией своих Магнолий по заказам). Завод Ajokki вместе с группой Carrus в 2004 году вошел в состав концерна Volvo. В начале 2008 года компания Volvo обьявила о его закрытии, наряду с другими мелкими автобусными ателье. А уникальные КамАЗы-Ajokki по-прежнему работают в городах бывшего Советского Союза и за его пределами…

©. Фотографии взяты из общедоступных источников.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

1989 Камаз Ajokki Banga — АвтоГурман

1989 Камаз Ajokki Banga

Владельцев по ПТС: 2
Пробег: 9700 км
Состояние: не битый
Привод: передний
Тип двигателя: дизель
Коробка передач: механика
Мощность двигателя: 240 л.с.

VIN или номер кузова: XTC53213*J0****21

1989 Ajokki banga Камаз на ходу! Автоматическая подножка, кондиционер, умывальник, свет и вода (опреснитель) и отопитель, розетки 220, спальные места.

 

Цена: 1 100 000

avito.ru

 

 

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Мой мир

Twitter

E-mail

KAMAZ AJOKKI — АвтоГурман

Продаётся готовый бизнес для проведения мероприятий разного направления или для гримёрок. Эксклюзивный проект. Построен на базе KAMAZ AJOKKI (бывшие автобусы для телевидения СССР, не российской сборки)
Салон рассчитан на 22 посадочных места с возможностью трансформироваться в спальные. Имеется душевая кабина и туалет; горячая и холодная вода. Кухня (холодильник, микроволновая печь, газовая плита). Установлен звук класса Hi-Fi, 4 встроенных сателлита + сабвуфер (~1кВт). 5 телевизоров по салону, диодное световое оформление, караоке. Предусмотрено место для установки DJ оборудования. Крыша подготовлена для использования в качестве сцены или смотровой площадки, оснащена лестницей и поручнями. По правому борту установлена автоматическая локтевая “маркиза” (выдвижной навес).
Автобус оснащён дизельным генератором и инверторной станцией на 200В 7кВт, с комплектом батарей. Система полностью автономна. Ремонт не требуется, все исправно работает. Возможен обмен на авто

Сейчас переклеен в темные цвета
Все изменения внесены в птс и имеется сертификат на все работы по переоборудованию.

Шикарус Патибас Partybus

 

Цена: 2 000 000

avito.ru

 

 

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Мой мир

Twitter

E-mail

KAMAZ AJOKKI — Патибас — АвтоГурман

Продаётся или сдаётся в аренду на долгий срок с правом выкупа, для проведения мероприятий разного направления. Построен на базе KAMAZ AJOKKI (бывшие автобусы для телевидения СССР). Машина специализированная разрешается везде проезд. Платон не нужен и разрешения для въезда в Москву также.
Салон рассчитан на 22 посадочных места с возможностью трансформировать в спальные. Имеется душевая кабина и туалет; горячая и холодная вода. Кухня (холодильник, микроволновая печь, газовая плита). Установлен звук класса Hi-Fi, 4 встроенных сателлита + сабвуфер (~1кВт). 5 телевизоров по салону, диодное световое оформление, караоке. Предусмотрено место для установки DJ оборудования. Крыша подготовлена для использования в качестве сцены или смотровой площадки, оснащена лестницей и поручнями. По правому борту установлена автоматическая локтевая “маркиза” (выдвижной навес).

Автобус оснащён дизельным генератором и инверторной станцией на 200В 5кВт, с комплектом батарей. Система полностью автономна. Ремонт не требуется, все исправно работает. Возможен торг

Шикарус Патибас Partybus

 

Цена: 2 200 000

avito.ru

 

 

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Мой мир

Twitter

E-mail

КамАЗ-Ajokki «Магнолия-83А» ‘1985–92

КамАЗ-Ajokki "Магнолия-83А"

В СССР после XXII Олимпийских игр 1980 года возникла необходимость модернизировать передвижные телевизионные станции. В то время основная модель ПТС-ЦТ «Магнолия-80» строилась на шасси ЛиАЗ-5932. В 1983 г. она была модернизирована и получила обозначение «Магнолия-83». Она была рассчитана на работу с четырьмя камерами КТ-178 и одной дополнительной репортажной камерой КТ-190. Сначала станцию разместили в том же кузове ЛиАЗ-5932, но впоследствии специально для нее финская фирма Ajokki O.Y. разработала более удобный и вместительный кузов автобусного типа на шасси КамАЗ-53213, и с 1985 г. все новые ПТС стали монтироваться только в этом кузове и получили обозначение «Магнолия-83А». Эти ПТС производились следующим образом: шасси КамАЗ-53213 из Набережных Челнов переправлялись в Финляндию в город Тампере на автобусный завод Ajokki, где монтировался кузов, а затем собранные станции переправлялись в Литовскую ССР в г. Шяуляй на завод «Телевизионная техника», где укомплектовывались телевизионным оборудованием. Различные экземпляры «Магнолий» по комплектации не были похожи друг на друга. Существовали основная версия (удлиненная) и вспомогательная (короткая). Основная модель внутри была разделена на багажный отсек и салоны звукорежиссера, видеорежиссера и инженера. Питание осуществлялось от трехфазной сети переменного тока напряжением 380 В, а также от встроенного дизель-генератора Panda 25 Fischer. В начале 1990-х гг. автомобиль был модернизирован.

Характеристики изображения:

  • Разрешение: 640×480 @ 96×96 DPI 17×13cm
  • Размер: 266 KB
  • Добавил:

Техническая характеристика
Габаритные размеры, мм11 322х2560х3510
Масса снаряжённая (без оборудования), кг
в том числе:
  • – на переднюю ось
  • – на заднюю тележку
13 440
4520
8920
Масса оборудования, кг980
Медицинский персонал, чел.6
Углы свеса, град.:
  • – переднего
  • – заднего
23
11