Артос: пасхальный хлеб — Православный журнал «Фома»
Всю светлую седмицу в православных храмах можно увидеть большую просфору, лежащую на специальном столике на самом почетном месте – перед открытыми Царскими вратами. Это артос. Так называется хлеб на закваске с изображением Креста или Воскресения Христова. Артос в переводе с греческого, собственно, и означает «квасной хлеб».Традиция употребления артоса восходит к апостольским временам. Когда в сороковой день после Воскресения Иисус Христос вознесся на небо, его ученики и последователи находили утешение в воспоминаниях о своем Учителе – они вспоминали каждое Его слово, каждое действие. Собираясь на общую молитву, они, вспоминая Тайную вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Во время общей трапезы ученики по традиции оставляли за столом первое место незримо присутствующему среди них Учителю и полагали на это место хлеб.
Продолжая Апостольскую традицию, первые пастыри Церкви установили традицию в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. В православных монастырях эта традиция сохранилась практически в неизменном виде: всю Светлую седмицу артос приносят в трапезную и поставляют на свободное место за столом или же на отдельный столик. Артос и сегодня символизирует невидимое присутствие Иисуса Христа в нашей жизни.
Как пекут артос
Как правило, артосы начинаю выпекать в дни Великого поста или незадолго до его начала. Это зависит, в первую очередь, от их необходимого количества. В приходских храмах, где выпекают небольшое количество хлебов, вполне управляются за неделю до Пасхи; в больших монастырях, где счет идет на тысячи, делать это начинают задолго до Великого поста.
При этом сам процесс выпекания артосов, по сути своей мало чем отличается от выпечки обычных просфор, и, может, не столько сложен, сколько трудоемок. Достаточно сказать, что только сама выпечка продолжается более четырех часов. А ведь еще надо подготовить тесто, остудить выпеченные артосы…
Полный технологический цикл выпекания артосов длится без малого двадцать четыре часа. А выпекают артосы в… обычных алюминиевых кастрюлях, обмазанных изнутри воском. Готовность выпеченного хлеба определяют по цвету. Тело артоса должно иметь цвет человеческого тела, то есть практически белый с легким желтоватым оттенком.
Готовые артосы убирают в специально отведенное место , где они и лежат до Пасхи. Правильно испеченный артос при правильном хранении может храниться несколько месяцев, ничуть не теряя своих качеств.
И вот, наконец, светлый праздник Воскресения Христова. На Пасхальном богослужении после Литургии артос выносят в храм и устанавливают перед Царскими вратами. Совершается чин освященяя артоса. Священник читает подобающие торжественному моменту молитвы и окропляет артос святой водой.
Освященный артос, положенный на специальном столике перед Царскими вратами мы и видим всю светлую седмицу. Каждый день, после Литургии, с артосом совершается крестный ход вокруг храма, и после этого он снова водворяется на свое место.
Когда раздают артос
Ну а в светлую субботу, опять же после Литургии совершается последний крестный ход и священник совершает чин раздробления артоса. Батюшка читает специальную заамвонную молитву и копием разрезает тело артоса на небольшие кусочки.
Откроем читателю небольшую тайну. На больших приходах, где на праздничную службу приходит очень много народу, артосы, а их бывает очень много, начинают дробить уже в пятницу, иначе в субботу можно просто не успеть одарить всех желающих святым хлебом.
Получив благословение от батюшки, где-нибудь в самом спокойном уголке храма собираются бабушки и с Божией помощью, под пение молитв совершают они это почти что таинство, чтобы утром следующего дня никто не остался обделенным.
Артос считается наряду со святой водой одной из святынь православной церкви, и, так же как и святая вода, обладает особыми свойствами. В Православной церкви артос используют для подкрепления телесных и душевных сил.
При этом артос, как любая святыня, требует к себе трепетного отношения – при небрежном к нему отношении он, как и обычный хлеб, может заплесневеть. Для длительного хранения его обычно разделяют на мелкие кусочки и, высушив их, хранят в стеклянной таре. Употребляют его натощак, как правило, запивая святой водой.
Берегите артос. Берегите себя.
Христос Воскресе!
Благодарим приход храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе за возможность фото- и видеосъемки.
Смотрите также:
Инфографика: Просфора
Пасхальный хлеб — пошаговый рецепт с фото на Повар.ру
Описание приготовления:
Чтобы испечь вкусный пасхальных хлеб, понадобится лишь продуктовая составляющая, форма для выпечки, стакан или чашка без ушка и нож. При помощи несложных манипуляций получается очень красивый и мягкий хлебушек! Смотрите, как приготовить пасхальный хлеб, прямо сейчас!Подготовьте продукты для хлеба. Чтобы хлеб в итоге имел красивый вид, его нужно перед запеканием смазать молоком или растительным маслом, позаботьтесь об этом заранее.
Смешайте воду и молоко, подогрейте до 40 градусов. Всыпьте соль и сахар, а также растворите в теплой смеси дрожжи.
На водяной или паровой бане растопите сливочное масло. Добавьте его в тесто. Все перемешивайте в течение 5 минут.
Теперь добавьте оставшуюся муку и замесите в меру крутой колобок. Тесто не должно быть «забитым», но и «плыть» оно тоже не должно. Оставьте его в глубокой посудине, накройте чистой сухой салфеткой и уберите в тепло на 1,5-2 часа.
Спустя два часа тесто должно увеличиться как минимум в три раза. Оно готово!
Присыпьте стол мукой, разделите тесто на 7 равных кусочков. Приготовьте форму антипригарную диаметром 21-22 см.
Антипригарную форму смажьте половинкой чайной ложки масла растительного. Поставьте по серединке стакан, его бока тоже смажьте, чтобы тесто не прилипло к нему. Накройте стакан листом теста. Вокруг на тесто распределите шарики-булочки.
Острым ножом разрежьте тесто на стакане, как на фотографии.
Отгибайте постепенно края, укладывая их на булочки. Стакан аккуратно достаньте и уберите.Сверху хлеб смажьте растительным маслом и посыпьте кунжутом. Дайте ему время для расстойки (15 минут) в тепле. После отправьте в духовку, разогретую до 180 градусов, минут на 35.
Время и температуру подгоняйте под свою духовку, у меня выпекается в маленькой электрической за 25 минут при 150 градусах. В больших духовка время и температуру нужно увеличить значительно. Снимите разъемную форму. Остудите хлеб на решетке. Готово!
Пасхальный хлеб — АРТОС : что такое, история, употребление
Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. Называется этот хлеб АРТОС.
Слово артос ( в переводе с греческого языка — квасной хлеб) — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.
Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с образом Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.
Употребление артоса идет с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе — они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.
Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что Апостолы оставляли за столом часть хлеба — долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней — и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.
Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после за амвонной молитвы. На солее, против Царских врат, на уготованном столе или аналое полагают артос. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются. После каждения вокруг стола с установленным артосом священник читает молитву: «Боже Всесильный и Господи Вседержителю, Иже рабом Твоим Моисеем во исходе Израилеве от Египта, и в освобождении людей Твоих от горький работы фараоновы, агнца заклати повелел еси, прообразуя на Кресте закланнаго волею нас ради Агнца, вземлющаго всего мира грехи, возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа! И ныне, смиренно молим Тя, призри на хлеб сей, и благослови, и освяти его. Ибо и мы, раби Твои, в честь я славу, и в воспоминание славнаго Воскресения Тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечный работы вражия и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и проведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим: нас же сего приносящих, и того лобзающих и от него вкушающих, Твоему небесному благословению причастники быти сотвори и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою отжени, здравие всем подавая. Ты бо еси источник благословения и цельбам податель, и Тебе славу воссылаем Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков».
Освящение пасхального артоса в Псково-Печерском монастыре |
После молитвы иерей окропляет артос святой водой, говоря: «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго духа. Аминь» (трижды). Аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое перед иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.
В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Хлебе ангельский, Хлебе жизни вечныя, сошедый с Небесе, напитавый нас во всесветлыя сия дни пищею духовною Твоих Божественных благодеяний, тридневнаго ради и спасительнаго Воскресения! Призри и ныне, смиренно молим Тя, на мольбы и благодарения наша, и якоже благословил еси пять хлебов в пустыни, и ныне благослови хлеб сей, яко да вси, вкушающии от него, телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия. Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».
Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня. Употреблять Артос нужно натощак, со святой водой, и с молитвой и благоговением.
Род артоса на нижней степени освящения представляет пасхальный кулич, церковно-обрядовая пища, но вовсе не мирская роскошь.
( источник : православный интернет — портал «Православие и мир» : http://www.pravmir.ru/chto-takoe-artos-2/ )
(7125)
Артос — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Артос из ЗакарпатьяА́ртос (греч. άρτος — хлеб) — в Православной церкви хлеб[en], приготовляемый на закваске, освящаемый в первый день Пасхи и раздаваемый народу в субботу
Согласно Типикону, артос — всецелая просфора (целая и без изъятия частиц) с изображением креста, однако в русской практике он представляет собой высокий цилиндрический хлеб, в центре которого обычно изображают Воскресение Христово, в то время как в практике афонских монастырей это хлеб небольшого размера, подобный тому, что благословляется за Всенощным бдением[3].
Первое сообщение об использовании артоса зафиксировано в Евергетидском Типиконе (первая половина XII века). Согласно ему, после литургии в Светлый понедельник: «По окончании же [трапезы] глаголем: „Благословен Бог, питающий нас“, и тотчас трапезарий возвышает хлебы [άρτος], говоря: „Христос воскресе“», а в субботу Светлой седмицы «иерей раздробляет хлебы (άρτος), а трапезарий раздает всем братиям»[3]. Схожие указания содержит Иерусалимский Типикон.
Литургические комментарии связывают происхождение артоса с апостолами, которые после Вознесения Христова якобы оставляли за трапезой для Него часть хлеба, тем самым символически изображая Его присутствие за трапезой (ср. панагиар). Это сказание отражено в памятниках древнерусской литературы: послание Нила Грека, епископа Тверского к вельможе Георгию Дмитриевичу «О воздвижении пресвятыя и о артусе» и «Вопрошении известно от некоих» Максима Грека.
Традиция изготовления артоса сильно повлияла на пасхальную кухню православных народов: народным переосмыслением артоса является пасхальный хлеб — кулич русских, паска украинцев, козунак румын и молдаван и т. д.[4]
В приходской практике Русской православной церкви освящение артоса происходит в первый день Пасхи, на литургии после заамвонной молитвы, обычно на солее или в Царских вратах. Как правило, оно включает в себя, помимо молитвы, каждение и окропление святой водой. Освящённый артос кладётся на аналой, в промежутках между богослужениями располагаемый в Царских вратах, во время богослужений — перед иконой Христа. Во время крестного хода, совершаемого на Светлой седмице ежедневно, согласно установившейся приходской практике, артос обносят вокруг храма и полагают затем на прежнее место. В Светлую субботу после чтения молитвы и раздробления артос раздаётся всем участникам богослужения[3].
В российской практике распространён обычай хранить артос дома для последующего употребления натощак[3], что происходит в особых случаях (например, при болезни)[5].
Пасхальный хлеб «Хала» рецепт | Гранд кулинар
Этот легкий воздушный хлеб не слишком сладкий и подойдет к пасхальному ужину. (Если хотите сделать его слаще, добавьте вместе с яйцами не более 1/2 ч. л. экстракта миндаля.) Приготовьте хлеб за день до подачи, а если не доедите, сделайте из него на следующий день чудесные французские тосты!
Поделиться с друзьями:
Время: 5 час. 10 мин.
Сложность: средне
Порций: 12-14
Рекомендуем
В рецептах используются мерные емкости объемом:
1 стакан (ст.) — 240 мл.
3/4 стакана (ст.) — 180 мл.
1/2 стакана (ст.) — 120 мл.
1/3 стакана (ст.) — 80 мл.
1/4 стакана (ст.) — 60 мл.
1 столовая ложка (ст. л.) — 15 мл.
1 чайная ложка (ч. л.) — 5 мл.
Ингредиенты к рецепту:
- 7 гр. (2,25 ч. л.) сухих дрожжей
- 6 ст. муки, плюс для посыпания и замешивания
- 2/3 ст. сахара
- 1,3 ст. молока
- 6 ст. л. (90 гр.) сливочного масла, плюс для смазывания
- 1 ч. л. мелкой соли
- 2 больших яйца, слегка взбить, плюс 1 взбитое яйцо для смазывания
- 1/3 ст. неочищенного нарезанного миндаля
- 1 ст. л. мелкой белой кондитерской посыпки
Приготовление блюда по рецепту:
- В чашу стационарного миксера налейте 1/3 ст. теплой воды (около 40°С). Аккуратно вмешайте дрожжи, 1 ст. л. муки и 1 ст. л. сахара. Отставьте в сторону на 5-10 мин. до появления пузырьков.
- Тем временем разогревайте молоко в маленьком сотейнике на среднем огне около 6 мин., пока по краям не начнут появляться пузырьки. Снимите сотейник с огня и вмешайте сливочное масло, оставшийся сахар и соль. Дайте остыть в течение 10 мин.
- Установите на миксере насадку-лопасть, поставьте средне-низкую скорость и влейте молочную смесь в дрожжевую массу. Добавьте 2 взбитых яйца. Постепенно вмешайте оставшуюся муку и взбивайте до формирования мягкого теста. Повысьте скорость до умеренно высокой и взбивайте около 5 мин., пока тесто не будет отходить от стенок чаши и собираться в шар (оно будет липким).
- Переложите тесто на поверхность, слегка посыпанную мукой, и замешивайте около 5 мин., добавляя при необходимости больше муки, до гладкого эластичного состояния. Положите тесто в слегка смазанную маслом большую миску, накройте и поставьте в теплое место подниматься примерно на 1,5 ч., пока оно не увеличится вдвое.
- Застелите противень пергаментной бумагой. Придавите тесто кулаком, переложите на присыпанную мукой поверхность и разрежьте на 3 равные части. Мягко раскатайте каждую часть в жгут длиной 40 см. Переложите жгуты на подготовленный противень. Слепите жгуты вместе с одного края, заплетите их косичкой, затем аккуратно подоткните оба конца вниз, формируя длинную буханку. Накройте и оставьте подниматься около 1 ч., чтобы тесто увеличилось вдвое.
- Разогрейте духовку до 180°С. Смажьте всю буханку оставшимся взбитым яйцом. Посыпьте сверху миндалем и кондитерской посыпкой, в основном вдоль центра (при выпекании хлеба кусочки миндаля распределятся). Выпекайте 50-60 мин. до золотисто-бурого цвета, пока при постукивании не будет получаться пустой звук. Перед нарезанием остужайте 30 мин.
ХЛЕБ🍞 на Пасху
Артос — пасхальный хлеб, который изготовляют и дают людям лишь раз в году, затем берегут как можно дольше после завершения торжества. Истинно верующие знают, что, кроме повсеместно распространенных в миру атрибутов священного праздника, это — ещё один важнейший символ Пасхи.
Пасха — один из главных христианских праздников, во время которого проводятся грандиозные крестные ходы, в церквях звонят колокола, царит радость и веселье. Даже далекие от религии люди знают, что в этот день принято красить яйца, кушать куличи и отвечать на пасхальное приветствие «Христос воскрес» с детства известными словами «Воистину воскрес».
А много ли Вы знаете о Пасхе? Пройди тест ПРЯМО СЕЙЧАС ⚓
История возникновения артоса
«Артос» (произносится с ударением на первый слог) в переводе с греческого языка означает «хлеб». В православии это — квашеный, кислый хлеб, освящаемый на Пасхальную седмицу. Его рецепт передается из поколения в поколение. Он — всецелая просфора (без удалённых из неё частей на проскомидию — первую часть литургии, во время которой из просфоры вынимаются кусочки в память о Святых, а также за упокой и во здравие мирян), иначе — единый членам Церкви.
Пасхальный хлеб, который раздают в православной церкви, выглядит как высокий цилиндр. Он состоит из двух частей: объёмного основания и плоской крышки, на которой изображается крест и терновый венок. Христос, распятый на кресте, отсутствует, как символ того, что Он победил смерть. Иногда на артос наносятся буквы ХВ — аббревиатура словосочетания «Христос воскрес».
Первые письменные упоминания о том, что такое артос, появились в начале XII века. А появление этого хлеба, почитаемого в церкви, относят к тем давним временам, когда Спаситель вознесся на небо. Думая о Нём, о каждом слове, поступке и действии, совершенном Господом, последователи и ученики Иисуса изо дня в день утешались молитвами и воспоминаниями, учились принимать земной мир без Него. Но при трапезе Апостолы не смели занять главное место за столом и есть без своего духовного наставника, а оставляли место незримо присутствующему Господу, кладя для Него хлеб.
Служители храма, подражая ученикам Христа, на празднование Пасхи клали в храме хлеб. Им выражали мысль, что Спаситель, приняв муки в искупление грехов человечества, ушёл на небо, но осталось его олицетворение и символ жизни — артос.
Освящение и употребление церковного хлеба
Артос, освящаемый в первый день Пасхи, занимает важное место в праздновании. В завершение литургии, посредством произнесения специальной молитвы (называемой заамвонной, потому что для ее чтения священник сходит с алтаря за выступ, именуемый амвоном, или же останавливается на нём) происходит таинство освящения артоса, одного или когда приготовлено много — всех сразу. В окончании ритуала хлеб окропляется святой водой, и благословляется с соблюдением всех принятых при этом церемоний.
На протяжении всего времени празднования Пасхи артос находится перед Царскими вратами. Во время богослужения его ставят перед иконой Спасителя, чтобы не препятствовать проходу через врата духовных лиц. Каждый крестный ход пасхальный хлеб обносится вокруг храма.
В Светлую субботу, когда заканчивается литургия, производится раздробление артоса. Для этого читается специальная молитва, обращенная к Спасителю с благодарностью за то, что он утоляет голод нуждающихся людей хлебом, и восхваляющая его мудрость и всепрощение
После проведения обряда и целования Креста части хлеба раздают народу в качестве святыни. Полученные кусочки артоса принято есть лишь в исключительных случаях: при болезни или серьезных духовных проблемах.
Употребляют святой хлеб на голодный желудок, после совершения молитвы с просьбой о помощи, обращенной к Господу. Хранят его возле икон. А в случае порчи можно сжечь продукт, пустить по чистому ручью или отнести обратно в церковь, чтобы священник провел обряд уничтожения святого кушанья по всем правилам.
Рецепт приготовления артоса в домашних условиях
Довольно часто хозяйки вносят свои изменения в процесс приготовления артоса, чтобы он был вкуснее или проще в изготовлении. Красиво украшают и подают на стол, называя эту выпечку пасхальным хлебом. Но настоящий артос нужно делать по старинному, одобренному священнослужителями способу, а потом обязательно освящать в храме. Вот рецепт приготовления, который дают монахи.
Ингредиенты для истинного хлеба:
- мука грубого помола — 1200 г;
- кипяченая вода — 1 стакан;
- святая вода — 1 стакан;
- соль — 30 г;
- дрожжи — 30 г.
Процесс приготовления не вызовет особых затруднений.
Этапы работы | Тонкости |
Налить в посуду для замеса теста половину святой воды, добавить 400 г муки. | Обдать кипятком для достижения того, чтобы в дальнейшем пасхальный хлеб был сладким и имел стойкость к зачерствению. |
Перемешать, охладить, затем всыпать дрожжи и добавить соль. | Соль заранее развести в святой воде и таким образом влить в смесь. |
Полученную массу тщательно вымешать и оставить подниматься. | Подождать полчаса. |
Далее ввести оставшуюся муку и замесить тесто. | Дождавшись того, как оно подойдет, раскатать. |
Сформировать две части — нижнюю (объемную) и верхнюю (почти плоскую). | На верхнюю часть поставить печать с изображением креста и венка. |
Соединить их между собой с помощью воды и поставить выпекаться. | Выпекать при температуре 180 градусов в течение 15–20 минут. |
Готовым изделиям дать постоять в течение часа, после чего можно убрать в специально приготовленное для них место.
Загрузка …Пасхальный хлеб -osterbrot – пошаговый рецепт с фотографиями
Опара
в теплом молоке растворить дрожжи, половину сахара и 2 ст л муки от общего количества
Остальной сахар, сливочное масло,растительное масло, желтки и соль взбить
Добавить остальную муку
Ввести опару и вымесить тесто
Накрыть и поставить в теплое место на 40 минут
В теплую духовку поставить миндаль и изюм на 5 минут
Ввести в тесто миндаль и изюм и замесить тесто, скатать в шар
Накрыть тесто и поставить в теплое место на 1 час
разогреть духовку до 180
На противень положить пергамент
На пергамент выложить тесто сформовать хлеб и сделать надрезы
Взболтать желток с молоком и смазать
Выпекать 30 минут
Миндальные лепестки поджарить на сухой сковороде (обязательно!!!)
Хлеб теплым смазать конфитюром
Сахарную пудру смешать с малюсеньким кол-вом горячей воды
Полить на конфитюр
Сверху присыпать миндальными лепестками
Очень хотела сделать фотосессию Пасхи в Германии — но не получилось(((
Смогла наблюдать подготовку в Пасхе — Все в нарциссах (их еще называют Пасхальными колокольчиками), шоколадных яйцах, выпечка с зайцами и барашками — всевозможная))) и люди-море людей, которые торопятся сделать покупки
Крашеные яйца — отдельная история))) — дочь два дня искала красители для яиц ,пока не обратила внимание на коробки с крашеными яйцами — продаются готовые вареные крашеные яйца!
В Пасхальное воскресенье традиция — дети ищут пасхальные яйца, которые спрятал ночью пасхальный заяц))))
Купили в булочной традиционный Пасхальный хлеб — понравился
Тогда решила сделать свой — рецепт нашла на немецком сайте — рецепт занесен в заветную тетрадь — прекрасная сдоба!!! Улетела за завтраком — а вот хлеб из булочной растянулся на 2 дня!
После Пасхи наблюдала, что у многих домов на кустарниках были развешаны шоколадные яйца — и сразу подумалось — а у нас ,сколько бы они провисели без дела?
По-немецки праздник Пасхи называется Ostern
Ostern – слово древнегерманского происхождения, своим значением тесно связано с наименованием части света – восток
Та сторона, где восходит солнце, считалась особым символом у христиан, связанным с воскресением Иисуса Христа.
Karfreitag (по-русски Великая пятница, Страстная пятница) – так называется пятница на Страстной неделе – неделе перед Пасхой. Этот день посвящен воспоминанию о смерти Иисуса Христа на кресте, снятию с креста Его тела и погребения. В Германии этот день называют также „stiller Tag» (тихий день) или „stiller Feiertag» (тихий праздник). В этот день даже существует запрет на проведение увеселительных и спортивных мероприятий в общественных местах, танцы-дискотеки, и даже театрам приходится считаться с имеющимся законом. Во многих городах Германии большие торгово-развлекательные центры остаются в этот день закрытыми для посетителей.Karsamstag (Великая суббота, Страстная суббота) – суббота Страстной недели, посвященная, согласно христианской традиции, посту и молитвам в ожидании Воскресения Христа. Этот день в некоторых регионах Германии называется также „stiller Samstag» по аналогии с пятницей – тихая суббота.
Ostersonntag – так называется день, который знаменует собой Воскрешение Христа, конец Великого Поста и Страстной недели. В этот день все обычно собираются за семейным столом с традиционными блюдами, поздравляют друг друга с Пасхой. В Германии этот день – выходной.
Пасхальный хлеб из булочной —
А это мой домашний Пасхальный хлеб